Метапредметный подход в обучении биологии

- 9:12II И III СТУПЕНИ, БИОЛОГИЯ, Биология. Идеи, Биология. Материалы к урокам, Методичка

Метапредметность направлена на то, чтобы ребенок понимал, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Автор считает очень важным дать детям не только сухие факты, но и гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.

Людмила АМЕЛЬЧЕНКО,
учитель биологии и химии
ГУО «Берёзовичская средняя школа»
Пинского района,
Брестская область

 

 


Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другому.

Б.Паскаль

 

Наше образование построено на том, что преподаватели-специалисты обучают отдельным предметам, то есть учитель биологии учит биологии, а учитель математики – соответственно, математике. И, с одной стороны, это правильно, так как в основе образования лежит предметный подход, а одна из главных целей образования – передача определенных знаний.

При этом, с другой стороны, важно сформировать у обучающихся целостную картину мира, научить школьников самостоятельно добывать знания, ставить учебные цели, проектировать пути их достижения, контролировать и оценивать полученные результаты, иначе говоря – формировать умение учиться.

Метапредметный подход в образовании позволяет оптимальным образом справляться с задачей по овладению метапредметными умениями, которые применимы как в обучении, так и при решении задач в реальных жизненных ситуациях.

Этот подход, согласно идеям А.В.Хуторского, основывается на принципе человекосообразности – выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого ребенка. При таком подходе знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности учащегося. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.

В своей работе стараюсь находить и адаптировать к предмету «Биология» наиболее эффективные, на мой взгляд, оптимальные элементы метапредметного подхода.

Например, в кабинете биологии у меня на стене висят такие «запрещающие знаки»:

Благодаря таким картинкам-знакам можно определить знания учащихся о правилах безопасного поведения в кабинете биологии и при использовании лабораторного оборудования. Метапредметность их заключается в умении учащихся преобразовывать визуальную информацию в текст, грамотно и последовательно излагать свои мысли и суждения. При всем этом к ученикам приходит понимание (осознание) необходимости соблюдения правил безопасного поведения в кабинете, что обеспечит им безопасный образ жизни и сохранит их здоровье.

Эффективными современными способами визуализации учебной информации являются кроссенс и гексагональное обучение. Использование этих приемов на уроках усиливает мотивацию к изучению биологии и развивает метапредметные компетенции обучающихся: наблюдательность, зрительное восприятие информации, память, внимание, умение выделять главный критерий, установление взаимосвязи и интерпретация материала.

Использовать кроссенс можно при изучении нового материала, выведении темы урока, установке проблемной ситуации или при закреплении и обобщении изученного материала.

Например, кроссенс по теме «Мхи» наглядно демонстрирует детям, где в жизни им пригодятся знания из этой темы.

1 – сфагновые мхи – экологически чистый утеплитель с бактерицидными свойствами;
2 – отлично впитывает влагу, обладает ранозаживляющими и дезинфицирующими свойствам;
3 – для укоренения, упаковки и транспортировки черенков и саженцев растений;
4 – торф, образованный мхами, используется человеком как топливо;
5 – применение (использование) сфагновых мхов человеком;
6 – во время Великой Отечественной войны сфагнум использовался как перевязочный материал;
7 – торфоперегнойные горшочки для выращивания рассады;
8 – натуральный утеплитель, поглотитель влаги и дезинфектор воздуха в пчеловодстве;
9 – защищает от загнивания и удерживает влагу при хранении луковиц, клубней, клубнелуковиц.

Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий не просто научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика; головоломка нового поколения.

Использование гексов, например, при изучении темы “Изменчивость организмов” дает возможность обучающимся на уроке не только составить опорную схему по домашнему заданию, но и плавно перейти к объемному новому материалу, уместив его в это же поле. Метапредметные результаты здесь проявляются в умении структурировать материал, аргументировать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи, а также работать с разными источниками информации.

Для постоянного формирования метадеятельности необходимо в системе выявлять межпредметные связи биологии – с физикой, химией, математикой, историей и даже – языком и литературой.

Например, при изучении клетки в 11-м классе необходимо вводить понятия из физики, химии, математики: осмос, тургор, плотность, активный и пассивный мембранный транспорт, белок-переносчик, калий-натриевый насос, катализаторы, ингибиторы и многое другое.

Целый раздел биологии «Наследственность и изменчивость организмов» построен на анализе математических данных. Здесь пригодятся умения детей составлять и решать пропорцию, переводить проценты в десятичную дробь и наоборот, составлять и анализировать графики и многое другое. А формирование понятий в главе «Эволюция органического мира» станет более понятным, если найти связи с историческими и экологическими аспектами.

Например, применение пословиц и поговорок на уроке биологии в 9-м классе является эффективным способом для понимания и запоминания учебного материала при закреплении или контроле знаний и умений.

Задание: Сформулируйте правила рационального питания, используя следующие народные пословицы и поговорки: «С поста не мрут, а от обжорства мрут», «Натощак и песня не поется», «Кто хорошо жуёт, тот долго живёт», «Когда я ем, то глух и нем», «Излишняя сладость пуще горечи», «Без горячего не обед», «Свою болезнь ищи на дне тарелки».

При выполнения подобного учебного задания хорошо видно умение учащихся интерпретировать информацию. Педагог, в свою очередь, определяет, насколько учащиеся владеют знаниями и умениями объяснять необходимость соблюдения правил рационального питания для поддержания здоровья человека.

При выполнении практико-ориентированных заданий на уроках учащиеся не просто получают информацию, а учатся её анализировать, перерабатывать и применять накопленные знания в различных ситуациях для решения жизненных задач.

Я на своих уроках использую задания из пособия для учителей химии «Сборник практико-ориентированных заданий» (авт. Е.А.Сеген и др.). Поскольку некоторые задания имеют вариативный характер, их можно частично использовать и при изучении биологии.

Задание: Многим из нас приходилось обрабатывать ссадины и раны перекисью водорода.

Пероксид водорода (H2О2) – антисептик, применяемый для обеззараживания ран, полоскания горла при простуде, обесцвечивания волос, отбеливания тканей, шерсти. Под действием света пероксид водорода разлагается с выделением кислорода и образованием воды.

Фармакологическое действие. Антисептическое средство из группы оксидантов. При контакте перекиси водорода с поврежденной кожей или слизистыми оболочками высвобождается активный кислород, который обладает противомикробным свойством, при этом происходит механическое очищение от органических веществ. Антисептическое действие не является стерилизующим, при его применении происходит лишь временное уменьшение количества микроорганизмов. Обильное пенообразование способствует остановке кровотечения из мелких сосудов.

1. Предложите инструкцию по хранению пероксида водорода. Ответ аргументируйте.

2. В качестве антисептического средства часто используют спиртовой раствор йода. Используя дополнительные источники информации, объясните, когда следует обрабатывать раны перекисью водорода, а когда спиртовым раствором йода.

 

Практико-ориентированные задания задействуют жизненный опыт школьников и способствуют включению в познавательный процесс.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения социальных и профессиональных задач. На основе реализации метапредметного подхода у обучающихся появляется интерес к получению знаний не столько по биологии, сколько о себе, об окружающем мире, что даст возможность им в будущем самостоятельно применить эти знания в жизни. Всё это позволяет ученикам самоутвердиться, а значит, быть более подготовленными к самостоятельной жизни!

 

Поделиться ссылкой:

Всю ответственность за содержание сведений в методических и информационных материалах, а также за соблюдение авторских прав несут авторы публикаций.

Добавить комментарий